Страховка от поддельных электронных регистраций заработала
Росреестр теперь уведомляет собственников недвижимости, если с их объектом проводятся регистрационные действия с использованием электронной подписи.
Речь идет об электронной регистрации перехода и/или прекращения права собственности с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП).
С 1 ноября 2019 года заработала норма закона, которая обязывает регистрирующий орган уведомлять гражданина о поступлении на государственную регистрацию в отношении принадлежащих такому гражданину объектов недвижимости заявления и документов в электронной форме, подписанных УКЭП.
Причем, это уведомление Росреестр высылает независимо от того, есть ли в базе ЕГРН отметка о возможности регистрационных действий с использованием электронной подписи (УКЭП).
Другими словами, теперь если квартиру кто-либо пытается продать с помощью поддельной электронной подписи без ведома настоящего владельца, то Росреестр сообщает об этом самому собственнику. Уведомление направляется на телефон или на электронную почту текущего собственника. Об этом сообщила пресс-служба Росреестра.
Уведомление должно направляться собственнику квартиры в тот же день, когда в Росреестр поступило подписанное УКЭП электронное заявление (п.5, ст.36.2, ФЗ-218).
Правда, не очень понятно, успеет ли собственник что-либо предпринять в случае мошеннических действий с его квартирой, если Росреестр уведомит его об этом (например, по email) и тут же зарегистрирует сделку по отчуждению этой квартиры…
Напомним, что вступивший в силу 13 августа 2019 г. Федеральный закон от 02.08.2019 №286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» установил новый порядок подачи заявления и документов на регистрацию в электронном виде (с использованием УКЭП).
Новый порядок такой: если собственник собирается регистрировать сделку по отчуждению своей квартиры в форме электронных документов, то он должен заранее подать в Росреестр заявление о внесении соответствующей отметки в ЕГРН (отметки о возможности регистрации на основании документов, подписанных УКЭП). Это заявление должно быть представлено в форме бумажного документа при личном обращении собственника в регистрирующий орган.
Если собственник такое заявление в Росреестр не представил, и соответственно, в ЕГРН не внесена отметка о возможности регистрации документов в электронном виде, то это является основанием для возврата поступивших на регистрацию электронных документов без рассмотрения. За исключением отдельных случаев, перечисленных в п.6, ст.36.2, ФЗ-218.
Больше возможностей для обсуждения вопросов - на ФОРУМЕ